Зачем нам столько балерин?

logo

Зачем нам столько балерин?

«Похороны» культуры в Днепре: априори убыточную концертно-театральную сферу в облсовете хотят «оптимизировать» с целью сокращения расходов

В пятницу перед сессией областных депутатов состоялась акция протеста актеров и музыкантов четырех театров, филармонии, Дома органной музыки и академического ансамбля «Славутич».

Не убивайте культуру!

— Наше главное требование – добиться полноценного финансирования зарплаты и не допустить её сокращения, — объяснили митингующие. – С учетом роста минимальной зарплаты выделенной финансовой помощи из областного бюджета театрально-концертным организациям не хватает для функционирования учреждений культуры области.

По словам театралов, которые устроили под зданием концерт-реквием по случаю похорон культуры, достучаться до областной власти они пытаются на протяжении двух с половиной месяцев. Результатов нет.

— Мы не просим повысить нам зарплату, мы просим ее хотя бы не забирать! В облгосадминистрацию и облсовет мы обращались неоднократно. Нас перебрасывают друг другу, но толку от этого никакого, – рассказывает председатель профсоюзного комитета Театра оперы и балета Татьяна Каплонская. – Увы, не можем найти никого, кто сможет нас защитить. Именно это подтолкнуло к тому, что мы объединились и вышли на акцию протеста. Это последнее, что мы можем сделать.

По словам артистов, о том, что им урежут зарплату, они знали еще в декабре прошлого года, когда принимали областной бюджет-2017.

— С финансированием театров дела всегда обстояли не очень хорошо. Но в декабре прошлого года в бюджете заложили урезание финансирования с марта 2017 года. Мы поднимали этот вопрос в январе, феврале, но никто нас не слышал. А в марте мы получили зарплату почти на 40% меньше, чем прежде, — говорит Татьяна. – Если людям не будут платить, актеры и солисты разбегутся, культура просто умрет.

А бежать есть куда. По словам театралов, рукотворная проблема с финансированием учреждений культуры существует только в нашей области.

— Еще месяц-два — и наши сотрудники просто развернутся и уедут работать в другие театры! – уверена Татьяна. — И мне совершенно непонятно, почему вопрос, быть театрам или нет, решает группка людей.

Артисты говорят, что по-хорошему им нужно было бы поднять и вопросы, связанные с ремонтами театров, финансированием постановок, премиями, но пока они просят только об одном – не урезать зарплату.

— Днепропетровская область – одна из самых богатых областей Украины! И эта самая богатая область экономит на культуре и сокращает зарплату артистам! – возмущается сотрудник молодежного театра Владимир. – Почему губернатор и председатель облсовета не сокращают зарплату себе, своим заместителям, начальнику управления культуры? Почему нам?! Последний раз я получал премию 8 лет назад!

Баня и раздевалка

Спустя час после начала акции протеста к сотрудникам театров вышел заместитель председателя облсовета Владимир Тюрин. Расспросив людей о том, почему они вышли на акцию и куда они обращались со своей проблемой, Тюрин объяснил, почему вопрос о финансировании театров не вынесен на сессию.

— В соответствии с действующим законодательством изменения в бюджет готовятся в ОГА и выносятся на рассмотрение депутатского корпуса. Могу сказать, что депутаты готовы поддержать вопрос о выделении денег, — сообщил Тюрин.

— Говорите, пожалуйста, громче, — попросили Тюрина митингующие.

— Не могу громче, я же не актер! Микрофона нет! – ответил Тюрин и продолжил: — Департамент культуры ОГА вопрос об увеличении финансирования не поднял, распоряжения от губернатора нет, следовательно, этот вопрос депутаты не будут рассматривать.

— А что нам нужно сделать, чтобы его рассмотрели на следующей сессии? – поинтересовались митингующие. – Мы остаемся без значительной части зарплаты.

— Я все прекрасно понимаю, — посочувствовал собравшимся Тюрин. – Хорошо, что вы все тут собрались. Чтобы не произошло того, что произошло сегодня, вам нужно было все это проводить в октябре — переговоры, митинги, демонстрации.

— Что нам делать сейчас?- хором спросили люди.

— Требовать! Ваши директора должны требовать от департамента культуры ОГА, чтобы он подготовил соответствующий документ. Тогда депутаты за него проголосуют, — предположил Тюрин.

— Может быть, нам объявить голодовку? – кричат люди.

— От этого деньги не выделят, — говорит Тюрин. – Совесть у кого-то есть, а у кого-то нет, а где-то ее никогда и не было.

— В департаменте культуры знают о нашей ситуации, — говорят митингующие. – Почему ничего не делают?

— А где Першина (директор департамента культуры ОГА. — Авт.)? – оглянулся Тюрин по сторонам.

— Мы к ней не один раз обращались, — принялись рассказывать театралы. – Толку никакого!

— Послушайте, у нас здесь баня, — показывает на облсовет Тюрин и разворачивается к зданию ОГА. – А через дорогу — раздевалка. В бане депутаты голосуют за то, что пришло из раздевалки. Из ОГА. Депутаты вносят изменения, правки… Но если документа нет, депутаты не могут за него голосовать.

— Ну были мы в департаменте культуры. Были! – кричат люди.

— Значит, нужно обратиться к губернатору, — посоветовал Тюрин. — Он же ее непосредственный руководитель!

— И к нему мы обращались, — говорят люди. – Так кто же виноват?

— Вы оглянитесь. Есть тут кто-то из ОГА? Нет. Вот и делайте выводы, — отвечает Тюрин.

— Но мы — учреждения, которые подчиняются облсовету, — говорят митингующие.

— Правильно. Но опять же: баня, через дорогу — раздевалка, — настаивает Тюрин. – Мы деньги выделяем, а распорядителем финансов являются департаменты и управления ОГА. Все!

— Подождите, то есть депутаты просто болванчики? – спросил кто-то из митингующих.

— Да причем тут болванчики? Почему болванчики? Закон такой. ОГА контролирует распределение денег! – разозлился Тюрин.

— Но вы же можете инициировать изменения в бюджет, — предположили театралы. – Председатель облсовета может это сделать! Есть у него такое право! Почему не делает?

— Да. Мы можем инициировать, но в тех цифрах, которые к нам сюда пришли, — объяснил Тюрин. – Цифр нет, и мы ничего сделать не можем.

— Мы были на приеме — выражаясь на вашем языке, в бане. В облсовете то есть, — говорит председатель профсоюза работников оперного театра. – Знаете, куда нас директор бани Прыгунов отправил? В раздевалку! К губернатору то есть. В ОГА. К Резниченко.

— Это же манипуляция, — констатировал Тюрин. – В этой манипуляции вести вам себя нужно просто: требовать изменений в бюджет от департамента культуры ОГА. Нам никаких бумаг до сегодняшнего дня не подавали. Я единственный, кто за то, чтобы вы получали достойную зарплату. Но документа из ОГА нет!

— То есть нас не поддерживает облгосадминистрация? – поинтересовались люди. – А есть ли смысл собрать в одном месте баню, раздевалку и театры?

— Нет, — ответил Тюрин. – В облсовете работает 90 человек. В ОГА – более тысячи! Так вот именно специалисты ОГА должны провести расчеты по изменениям к бюджету, выдать цифру. Вас водят за нос!

— Как ситуацию можно исправить? Сегодня? – спросили люди.

— Сегодня сессия. Документов нет. Будет цифра, и депутаты поддержат ее обязательно! Проект решения в смысле, – пояснил Тюрин. – Но пока же документов нет.

Хозяйство культурное

После окончания сессии свою позицию по поводу ситуации с областными театрами выразил начальник Владимира Тюрина — председатель облсовета Глеб Прыгунов.

— Вы же понимаете, что технический персонал вынужден финансироваться за счет творческой интеллигенции. Мы понимаем, что в культурной сфере должны также быть хозяйственники. Это помимо нашей уважаемой творческой интеллигенции. В хозяйстве культурном нужно наводить порядок, — объяснил Прыгунов. – Это касается и наших театров, и других учреждений.

Далее Прыгунов принялся рассказывать об инициативе креативного облсовета по этому поводу.

— Совместно с департаментом культуры ОГА и руководителями театров нужно понять, как оптимизировать все технические вспомогательные службы, которые есть в учреждениях культуры. Все эти патронатные службы театров — бухгалтерию, сантехнику, электрику, декораторов… Мы планируем оптимизировать этот процесс.

Театр – специфическое учреждение, в нем не обойтись без костюмеров, бутафоров, осветителей, техников, художников. По сути, без всех этих «вспомогательных служб» невозможно поставить ни одного спектакля, как и без представителей творческой интеллигенции — балерин, артистов, режиссеров, хореографов, дирижеров. И те, кто хоть раз вникал в процесс создания театральной постановки, прекрасно это понимает. Поэтому странными кажутся слова Прыгунова о том, что руководство театров соглашается с такой странной «оптимизацией».

— Мы находимся в диалоге, и я уверен, что данный вопрос мы решим. Но мы не можем просто финансировать бесхозяйственность, — уточнил Прыгунов.

Несколько минут глава облсовета проводил параллели с оптимизированными школами и больницами и так увлекся рассказом о переделывании больницы в хоспис, что напрочь забыл, о чем, собственно, говорил.

— Так все же, что с финансированием театров? — вернули Прыгунова в реальность журналисты.

— Финансирование культурных учреждений увеличено на 10% в этом году по сравнению с прошлым годом, — сообщил Прыгунов. – Но увеличение зарплаты техническим работникам состоялось за счет сокращения зарплаты творческой интеллигенции. Поэтому наша цель – оптимизировать всю техническую составляющую наших учреждений культуры.

Речь идет о том, что пять театров будет обслуживать общая техническая служба сантехников, электриков, столяров. И если, к примеру, во время спектакля в оперном перегорят лампы на сцене, а электрик в это время будет чинить проводку в Доме органной музыки, то…

А в планы Прыгунова также входит создание единого комбината, который будет заниматься изготовлением декораций для всех театров – от кукольного до оперного.

— Сегодня в штате оперного театра работают 445 сотрудников! – недоумевает Прыгунов. – Практически 200 – технический персонал. Десятки людей выполняют не свойственные культуре функции. Во время визита министра культуры мы говорили о выделении государственной субвенции, это уменьшит нагрузку на областной бюджет.

Если мы решим вопрос финансовой дисциплины, у нас не будет потребности увеличивать финансирование на театры. Мы должны сокращать лишние расходы. Это наша цель.

Хорошо, что креативной команде Прыгунова не пришла идея ликвидировать в учреждениях культуры туалеты. Зачем они в каждом театре-то работают? Неэкономно. Лучше сделать один туалет на все театры. Да и балерин нам столько, наверное, не нужно. Пусть в перерыве между спектаклями подрабатывают в гардеробе. А солистов оперы можно приспособить делать декорации для театра кукол. Оптимизировать — так уж оптимизировать…

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

29.03.2017