Зачем фотографы снимают обнаженные тела?
В галерее «Артсвіт» исследовательница современного искусства и фотографии Галина Глеба провела лекцию «Телесность в фотографии: инструмент или идея». Тема лекции была выбрана не случайно. В галерее уже около месяца длится выставка фотопроекта PENETRATION. Никиты Шаленного. Откровенные фото оголенных мужских и женских тел на фото иллюстрируют гендерные стереотипы общества.Лекция началась с обсуждения серии фото «История болезни»1997-1998 гг. фотографа харьковской школы Бориса Михайлова. Галина Глеба обратилась к публике с вопросом, что они испытывают, глядя на эту серию фото. Слушатели отвечали, что данные фото вызывают отвращение и немой вопрос о том, зачем это демонстрировать?
Прежде чем ответить на вопрос публики искусствовед решила рассказать о зарождении фотоискусства и в каком ракурсе фотографы изначально подавали человеческое тело в кадре.
Глеба коснулась такого явления как «Цирк уродов», рассказала о многомиллионных прибылях владельцев этих заведений: «Люди перестали глумиться над телесными недостатками друг друга только после потрясений Первой Мировой войны».
Глеба сообщила, что в СССР за демонстрацию сексуальности могли притянуть к уголовной ответственности. Темы гомосексуализма, лесбиянства и секса как такового были запрещены. Через культуру и фото в народ доносили пропаганду советского режима, а потому искусство тех времен было сильно заангажированным. Изображать оголенное тело можно было с целью прославления спортивного духа населения.
Однако, несмотря на запрет, большинство художников в втихаря создавали свои шедевры. Эти работы были направлены показывать не красоту тела. В них поднимались острые социальные вопросы нравственности и морали.
Лидерами в данном направлении стали фотографы харьковской школы. Сейчас это направление переживает вторую волну. Последней довольно известной работой стала серия фото «Побег Тимошенко» 2013 г. группы «Шило».
Ксения Баскакова