Выставка «украинского Моне» открылась в Днепре

logo

В Днепре, в Художественном музее открыли первую масштабную выставку живописи Николая Глущенко, импрессиониста и разведчика. Экспозиция заняла 5 музейных залов.

Выставка «Жить в цвете» приурочена к 115-летию Николая Глущенко, которого называют «украинским Моне» и считают корифеем украинского импрессионизма.13

За советских времен Глущенко был разведчиком, работал в Европе. Только после Второй мировой войны он вернулся в Украину и начал рисовать.

Исследователи говорят: при жизни Николая Глущенко о его работе в разведке никто из знакомых и коллег не знал. Эта страница его биографии до сих пор вполне нераскрытая, говорит искусствовед Людмила Тверская.

DSCN4683

«Все покрыто завесой неизвестности, все те документы до сих пор имеют секретность. Он крутился в высших эшелонах гитлеровской Германии. Одним из первых назвал точную дату начала войны», – замечает Людмила Тверская.

Выставка в Днепре объединяет несколько периодов творчества художника. Как рассказали кураторы, музей владеет сотнями работ Николая Глущенко, подавляющее большинство которых — живописные полотна, переданные в музейный фонд собственно автором в 1974 году.

4_1

 «Здесь – и хорошо узнаваемый Глущенко 60-х – 70-х годов: взвешенный в композиции, правдивый в линии, точный в ритме, порывистый в цвете. А вот – малознакомый Глущенко 40-х – 50-х годов, в состоянии испытания соцреализмом: лирический, но «подробный», в творческом поиске, но преданный настроения. И все это – преимущественно Глущенко-пейзажист. Лирик и эстет, что прибегает к пейзажу как к средству воплощения настроения, переживаний, философского осмысления природы, ее творческого начала», – объясняет заместитель директора художественного музея Сергей Несмачный.

DSCN4684

Все работы Глущенко из фондов музея разместить на выставке не смогли, поэтому планируют «второй этап».

Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Более тридцати лет искусство Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей были постоянным и мощным источником его вдохновения. Множество картин, этюдов, рисунков посвятил он родной природе, её чарующей неповторимой красоте.

DSCN4689