Маловідомі факти про дніпровських баб (Фото)

logo

Коллекция древних каменных «баб» относится к числу ярких и своеобразных собраний Днепровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики в Украине. В 2018 году в музей привезли 100 «бабу».

Как рассказывает Екатеринославъ – Днепропетровск, поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие. В коллекции есть стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), как простые, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния — оригинальные скифские статуи VI-IV веков до н.э. Но господствуют в коллекции — 67 средневековых половецких статуй. Именно им все каменные статуи южно-украинских степей обязаны своим названием — «бабы» (от тюркского «вава» — предок, дед).

Самым уникальным памятником является Керносовское изваяние — антропоморфная стела эпохи энеолита. Оно уникально и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и богатством изображений на поверхности. По всей видимости, это запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен строгий и аскетичный лик, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы отдельными рисунками и целыми композициями изображены сцены из мифов времен сотворения и освоения мира. Часто встречается изображение быка на поверхности статуи. В пантеоне древнеарийских богов образ быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра — грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Среди них и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов, а учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, «скифского Адама» — Таргитая. Но все же «тон задают» средневековые тюркские половецкие статуи. Почти все они датируются XII — первой половиной XIII веков — времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

Многочисленность половецких статуй объясняется просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках, степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак (так называли свою новую родину половцы), возвышались округлые каменные родовые могилы-курганы, на которые устанавливали каменные статуи предков. В среде тюркских племен и возникли названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского «палван» — богатырь, атлет), балбалы («бал-бал» — камень с надписью).

Половецкие статуи посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Многие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, украшенных костюмах, с сумками у пояса. В руках у всех статуй сосуд, предназначенный видимо для ритуальных возлияний. Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена улыбка. Женские лица — это выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.

Дмитрий Яворницкий в статье «Каменные бабы», опубликованной в «Историческом вестнике» в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как «мамай», «марьины камни». Он пересказывал и легенду о происхождении каменных баб: «Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни».

Возраст коллекции каменных статуй, как и возраст Днепровского Исторического музея — 169 лет. Каменные бабы начали поступать в музей с середины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй. Особый расцвет коллекция каменных баб переживала при Д.И. Яворницком — директоре музея с 1902 по 1933 годы. Сохранилась фотография на которой Дмитрий Иванович запечатлен в окружении каменных баб.

Пополнение коллекции новыми статуями продолжалось и в наше время. Только в конце 1990-х годов в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов.

Подготовлено сообществом«Екатеринославъ — Днепропетровск»с использованием материаловЛарисы Чуриловой (1999 год)

Поделиться ссылкой: