Днепрянин Стас Капралов: Кинобизнес – развлечение не для слабонервных
Днепрянин Станислав Капралов около 6 лет работает в Киеве на телевизионном производстве и продакшнах как сценарист и режиссер. После запуска в 2012 году на городском 34 телеканале тревел-шоу «Безумный автостоп» он сотрудничал с «Новым каналом», а в данный момент трудится над созданием тревел-проекта для телеканала «ICTV». На днях отправится на полтора месяца для съемок в Латинскую Америку. Но речь пойдет не об этом. Стас снял короткометражный фильм «Sui Caedere», который получил престижную награду на самом старом американском фестивале авторских фильмов в Хьюстоне «WorldFest Houston Film Festival» в этом году. Сразу же по возвращении Стаса в Украину нам удалось пообщаться и поговорить о мировом и украинском кино, перспективах развития последнего и, конечно же, о картине, завоевавшей высокую награду. К слову, премии хьюстонского фестиваля Platinum Remi Award в свое время удостоились такие именитые режиссеры, как Стивен Спилберг и Дэвид Линч.
— Стас, первый вопрос закономерно о проекте: как родилась идея и каков жанр картины?
— Тема моего фильма – суицид. Она очень табуирована в обществе. О СПИДе и наркотиках говорят, о самоубийцах – нет. А эта проблема существует. В конце моего фильма идут титры со статистикой. Ежеминутно два человека на планете добровольно и собственноручно расстаются с жизнью. Мне хотелось рассказать об этом страшном явлении на языке кино, стремящегося быть искусством. Это авторская картина, с выразительной образностью, множеством нюансов психиатрии.
— Как долго длилась подготовка и съемки фильма?
— Сценарий я написал довольно стремительно, дал почитать друзьям и коллегам, мнению которых доверяю, доработал. Через месяц, к концу ноября прошло года, он уже был готов. Полтора месяца, с декабря до середины января, длилась подготовка. К фильму я готовился тщательно, как это делают в США. Подготовка позволяет в последствии экономить время на площадке в процессе самих съемок. Так что снимали мы всего 4 дня: 3 дня в Киеве и день в Чернобыле. Мне была нужна атмосфера и натура всеми покинутого, заброшенного и пустынного города. После того, как фильм был снят, еще месяц ушел на монтаж картины, работу над саундом и покраской. Финальную мы делали уже на экране кинотеатра. Озвучили даже атмосферу воздуха.
— Расскажи, пожалуйста, подробнее о периоде подготовки к съемкам.
— Создание кино – достаточно дорогостоящий процесс. Я инвестировал в съемки свои личные средства, то есть сам выступил инвестором этого фильма. У меня был выбор: купить машину или снять фильм. Я выбрал второе. Для меня было крайне важно потратить средства с максимальной результативностью и получить наиболее качественную картинку, передающую именно то, что хотелось сказать. К тому же, снять быстро – не означает сделать некачественно. Напротив, грамотная профподготовка к съемочному периоду позволяет экономить время на площадке. Это очень хорошо знают в Голливуде, поскольку там работают менеджеры и продюсеры высочайшего класса, которые умеют считать деньги. Кинопроцесс – один из самых сложных и масштабных источников прибыли. Кинобизнес – дорогое развлечение не для слабонервных и большая лотерея. В нем нет устоявшихся четких канонов, эта игра не имеет правил.
— Как такая подготовка сокращает время съемок?
— Актеры уже знают, что им делать, оператор знает, как снимать, чтобы достичь нужного эффекта. Для этого после окончания сценария и выбора локаций я и мой оператор отравились посмотреть свет и ракурсы, понять, работает ли сценарий в пространстве, читаются ли в нем диалоги. Мы сперва сняли все на фотоаппарат, полностью смонтировали фильм, отсмотрели ошибки. И только потом снимали на профессиональную камеру Arri Alexa и кинообъективы Anamorphic. Поработали с актерами, много и подолгу говорили. Оказавшись на съемочной площадке, все работали практически молча и очень быстро, поскольку понимали свои задачи полностью. Я не люблю балагана на съемках. Считаю такой подход непродуктивным.
— Какое количество человек работало над фильмом? И вообще, из каких этапов состоит производство кино?
— Тридцать на съемочной площадке и около пятидесяти над картиной в целом. Помимо технических сотрудников и актеров, сильно сработали гримеры: у нас был сложный скульптурно-объемный грим. Вообще съемки – это еще и постпродакшн. А выход фильма на большие экраны – это и промоушен, и дистрибьюция ленты после окончания производства. В этом как раз способствуют международные фестивали, продвигая картины на мировой рынок и знакомя с людьми сферы – лучшими мастерами и профи кинобизнеса.
— В чем заключается промоушен фильма? И какие плоды может принести WorldFest?
— Он имеет несколько этапов. Посещение международных фестивалей — одна из них. Скажем честно, для меня было важно поставить на свой постер логотип хьюстонского фестиваля, являющегося авторитетным в мире кино событием. Но когда жюри так высоко оценило мою работу – я был невероятно рад. Что же касается прочих инструментов продвижения, то участие во всевозможных закрытых вечеринках, яхт-вылазках и барбекю с главными фигурантами мировой киноиндустрии на таких фестах приносят новые контакты и обеспечивают плодотворное сотрудничество в будущем. Скажем, в Хьюстоне я познакомился с голливудскими продюсерами, кинокритиками, режиссерами, кастинг-компаниями и агентами, директорами международных фестивалей.
— Участники имеют свободный доступ к такого рода вечеринкам и VIP-общению?
— Участники основной программы конкурса – да. Но на многих фестивалях, скажем, на Лондонском кинофестивале BFI London Film Festival, Berlinale в Берлине, Мюнхенском Filmfest Munchen, кинофестивалях Лос-Анджелеса и, конечно же, Каннском кинофестивале вечеринки для тех, кто не попал в основную программу фестиваля – платные. В Каннах даже существуют специальные шорт-корнеры как маркетинговые решения для начинающих кинематографистов, позволяющие за 25-35 евро просто заявить в ходе фестиваля о своей работе, при этом не участвуя в конкурсе.
— Принимал ли твой фильм участие в других фестивалях?
— Да, конечно. В первую очередь на всеукраинском кинофестивале «Молодость». Потом он поехал в Нью-Йорк, побывал в Бостоне, посетил Дубаи. Я физически сопровождал свое детище только в США.
— Почему, по твоему мнению, кинобизнес – лотерея?
— В кинобизнесе никогда не можешь быть точно уверен, выстрелит ли твой фильм. Может провалиться «стопроцентный вариант» и выстрелить малобюджетка.
— В чем заключаются основные фестивальные сложности и трудности для начинающих?
— Ну, скажем, на престижный фестиваль в Каннах подают 5-6 тысяч заявок на участие в год. Члены комиссии вряд ли успевают отсмотреть все работы, это делают за них помощники. А потому, не имея фестивальной истории и будучи малоизвестным, сложнее быть замеченным.
— Как тогда попасть в программу фестиваля? Есть какие-то хитрости или секреты?
— Прежде всего, берем за аксиому, что ваш фильм высококачественный и талантливый. Затем, мое мнение, чтобы получить реальный шанс попасть в программу авторитетного фестиваля, важно поучаствовать перед тем в фестивалях класса B.
— Тема фильма играет роль в успехе его дальнейшей дистрибьюции? Задает ли тренды американское кино?
— Тема должна волновать не только локальное общество. Она должна быть интересна зрителям других стран. Нишевое кино, интересное ограниченному сообществу людей, описывающее традиции их жизни и быт, редко продается на рынки многих стран. Бывают исключения, например, прошлогодний фильм Звягинцева «Нелюбовь», который продюсировал киевлянин, вхожий в кулуары Голливуда, Александр Роднянский, зашла в кинопрокат на многие рынки мира. Кинорынок – вещь субъективная. Но как правило, трендовость мирового кинорынка определяют темы, волнующие западное общество, находящееся на ином уровне развития, нежели постсоветские страны. Могу предположить, что мода на кино все же существует.
— Как эта разница отражается в кино? И есть ли необъективность на Оскаре или на том же Каннском Фестивале?
— Социум и зритель Запада просто не понимает, как пенсии может не хватать на оплату коммунальных услуг. Но интересуется проблематикой жизни трансгендеров. А потому кажущаяся нам пропаганда «странных» ценностей в западном кино попросту невозможна в силу огромного количества членов комиссий тех фестивалей, которые раздают громкие награды таким фильмам. Так, Американская киноакадемия насчитывает почти 6 тысяч членов. Убедить людей уровня Анджелины Джоли или Микки Рурка, Спилберга или Сорентино, Арановски или Скорсезе отдать голос за пропаганду чьих-то интересов крайне сложно, если вообще возможно. А потому фильмы, которые все же получают высокие мировые награды, очевидно, затрагивают волнующие общество темы, отражают тенденцию времени. При этом снимать на международном языке кино не так уж сложно: у нас с американцами, массовая киноиндустрия которых диктует некоторую, если так можно сказать, моду на формат, больше общего, чем кажется на первый взгляд.
— Тебе удалось получить награду на американском фестивале, на сцену которого в этом году поднимались лауреат премии Оскар» британская актриса Рэйчел Вайс и оскароносный режиссер картины «Фантастическая женщина» минувшего года Себастьян Лелио. Расскажи, что на самом деле представляет собой Голливуд?
— Голливуд – точно не монолит, но точка, из которой исходят разные направления, с различным коммерческими и творческими подходами. Но вся «Фабрика грез» — это не только американское кино. Да, в 90-х тон задавали авторские боевики Тарантино. До того в моде были французские режиссеры типа Годара, Трюффо, Варда. Сейчас в тренде мексиканцы Иньяриту и Дельторо. Неважно откуда ты, важно — какое у тебя качество!
— Может ли авторское кино быть массовым?
— Несомненно, это так. «Криминальное чтиво» — это авторское кино, ставшее массовым. «Дюнкерк» Нолана — тоже абсолютно авторский фильм, собравший огромную кассу.
— Как обстоят дела с украинским кино?
— Я определил бы ситуацию следующим образом: это ребенок, примерно на 5 месяце развития. «Беременность» протекает нормально, направление верное, отклонений нет. Хорошо, что Госкино поддерживает украинского производителя лент. Это позволяет окупить вложения в фильмы. Плохо, что украинский зритель пока массово не ходит на картины отечественного производства. Но это изменится – потребитель привыкнет к тому, что украинское кино может быть качественным. Появится общественный спрос на драму. Сегодня в Украине реально продать только комедию. К тому же у нас рекордно маленькое в Европе количество кинотеатров – менее двухсот по всей стране.
— Ты готов посвятить себя кино полностью, или телевидение все же не отпускает?
— Телевидение на сегодняшний день кормит и позволяет финансировать проекты фильмов. ТВ, в то же время, кажется мне некой иллюзией, что все хорошо. Меня тянет в кино. Я сын театрального режиссера и внук актера театра Мейерхольда. Отчасти, дело в генах, думаю (смеется). Недавно снял еще один короткий метр о живописи, которую очень люблю. Это своего рода оптическая иллюзия. Картина так и называется «Я є ілюзія». Вскоре лента посетит несколько международных фестивалей. В планах – полный метр.