В селе под Днепром хранится первоначальный вариант картины «Опять двойка»

logo

Картину «Опять двойка» писали… с отличника, а ее автор, знаменитый художник Федор Решетников, родом из села под Днепром.

Привет из школьного детства

Тем, кому за 30, не надо объяснять, что такое «Опять двойка». Школьная программа в СССР была скроена добротно: если уж что признавалось классикой, то преподавалось «на века» — так, чтобы человек запомнил на всю жизнь. В результате образ непутевого младшеклассника, огорчившего своих домашних очередным неудом, в голове каждого советского школьника сидит крепко. 

Картине, написанной Федором Решетниковым, в следующем году будет 65. А самому художнику, родившемуся 28 июля 1906 года, исполнилось бы 110 лет. Решетников совсем не «человек одной картины» — он был виртуозным шаржистом, скульптором, путешественником-полярником (спасался во льдах вместе с челюскинцами), играл на многих музыкальных инструментах и ставил спектакли. В Украине эти даты широко не отмечались, но для Сурско-Литовского, где действует народный музей Решетникова, этот юбилей – точно праздник.

«Началось все случайно, — рассказывает заведующая музеем Елена Андреевна Хмельковская. – При сельской школе был кружок литературоведческий, его вела Ольга Семеновна Иванова. Как водится, пришло время писать сочинение по картине «Опять двойка». А ребята в том году были любознательные, пошли в библиотеку читать про художника… Каково же было их удивление, когда они узнали, что Решетников – наш! Прибежали обратно с криками: «Ольга Семеновна, он же из Сурско-Литовского!» Все были взбудоражены, про сочинение уж никто и не думал: вместо этого решили написать письмо Федору Павловичу. Тут еще были живы старожилы, которые помнили Решетникова и знали его московский адрес. Написали. Ответил художник сразу и, несмотря на регалии, очень тепло. Начал с ребятами переписываться».

Случилось это в 1962-м, а через четыре года, к своему 50-летию, художник приехал в Сурско-Литовское, где не был со времен юности. Привез четыре своих работы, подарил школе – с них и начался музей.

«Опять двойка», вариант первый: не знают даже знатоки

Сурско-Литовское – село с белорусскими корнями, в речи местных старожилов до сих пор проскакивают белорусские словечки. В конце XIX-го века Екатерина Вторая выкупила из-под Гродно ткачей и поселила тут. Это были не крепостные – свободные люди, рабочие фабрики. Разводили овец, потом стригли, из шерсти делали нитки и пряжу, а на фабрике, построенной в Екатеринославе, ткали сукно, со временем село стало зажиточным. Семья Решетниковых приехала в Сурско-Литовское, чтобы расписать два храма: Павел Решетников был иконописцем, и Федор – младший из 13-ти детей в семье – унаследовал его талант в полной мере.

Школа в селе  на загляденье: чувство, будто попал в старую добрую Англию. Старое двухэтажное здание с толстыми стенами из красного кирпича увито плющом и виноградом, голуби гнездятся прямо под крышей, густые кусты аккуратно подстрижены, тут же высится елка, которую к Новому году украшают всей школой. Музей занимает отдельное крыло: два просторных зала и коридор. В свое нынешнее помещение экспозиция вселилась к 100-летию Решетникова, в 2006-м: ведь коллекция постоянно росла.

«С тех пор, как в 1966-м Федор Павлович тут побывал, его связь с Сурско-Литовским не прерывалась, — говорит Елена Андреевна. – Решетников был очень радушен к землякам, не было такого праздника, чтобы он не прислал телеграмму. А когда приезжал сюда – много со всеми общался, всех желающих рисовал. После своего первого визита Ольгу Семеновну на следующий год пригласил к себе в гости, в Москву, вместе с ее помощниками-учениками. И постоянно дарил свои работы – не только репродукции, но и подлинники».

Последняя партия картин попала в музей через год после смерти Решетникова – в 1989-м. Среди них была и «Опять двойка» — ее первый вариант, совсем не похожий на канонический. Правда, этой работы экспозиция чуть было не лишилась.

«К сожалению, после 100-летия семь картин украли, — вздыхает заведующая. — Натюрморты и один пейзаж. Найти не смогли, но следствие утверждает – за пределы Украины работы не выезжали. Ну а «Опять двойка», к счастью, осталась нетронутой».

О том, что существуют варианты «Опять двойки» помимо классического, знают далеко не все.

«Год назад из программы «Что? Где? Когда?» к нам пришел запрос: просили сделать несколько снимков первого варианта картины «Опять двойка» для того, чтобы задать вопрос знатокам: какая всем известная картина получилась из этого первого варианта? Эту передачу мы смотрели, было интересно увидеть там нашу картину. Знатоки, кстати, не смогли дать правильный ответ, и телезрительница выиграла!» – улыбается Елена.

Чтобы пес позировал – кормили колбасой

Мы видим класс, школьников, а у доски стоит ученик, который не выучил урок. Ему стыдно, а ребята и учитель с осуждением смотрят на ученика. Но первоначальный замысел художника был кардинально иной.

«Федор Павлович хотел написать картину об отличнике, даже ходил в одну из московских школ, — объясняет Елена Андреевна. — Сидел на уроках и наблюдал, как ведет себя отличник. Мальчик из урока в урок отвечал идеально, пока однажды, когда его вызвали, почему-то не смог ответить и получил двойку. Художника эта сцена поразила, и он решил писать не отличника, а двоечника».

Так родилась идея картины «Опять двойка». Вначале действие происходило в классе. Но потом художник рассудил, что плохие отметки дети переживают больше в семье, нежели в школе, и решил перенести действие в дом.

По наброскам можно следить, как оттачивалась идея. Сначала появляются мать и мальчик, не выучивший урок. Затем – сестренка, пес, еще один братишка, который посматривает на старшего. Непросто было найти прототипа главного героя. Но однажды возле дома художник встретил вратаря дворовой футбольной команды. Мальчишка был кудрявенький, нос картошкой, губки припухшие, взгляд плутоватый, уши топорщились – шалопай как он есть. Но Решетников не признался мальцу, что собирается писать с него двоечника – вдруг тот не захочет? Только потом сказал, когда картина была уже готова.

Очень долго работали с собакой – не хотел пес становиться на задние лапы, и все тут! Помогла хитрость: купили батон колбасы и держали перед «моделью» на уровне пояса. Пока колбаса была съедена, «портрет» пса был уже готов.

«Картины Федора Павловича о детях очень тепло принимались публикой. «Опять двойка» была растиражирована в миллионах копий – учебники, календари, репродукции… Но даже ей не удалось побить рекорд предыдущей «детской» картины Решетникова – «Прибыл на каникулы». Та разошлась по Союзу тиражом в 13 миллионов открыток! – рассказывает Елена. — Ему нравилось писать детей – Федор Павлович говорил, что дети очень непосредственны в своих чувствах, умеют легко и ярко выражать их. Они открывались перед художником, и тот с удовольствием их рисовал».

Стать частью картины

В честь юбилея Решетникова вокруг этой картины музей целый месяц устраивает шоу. В перформансе может поучаствовать каждый посетитель: рядом стоит вешалка с костюмами для всех персонажей картины (только собака — игрушечная), народ переодевается и, хохоча, пытается повторить сюжет «живьем». Учтено все до малейших деталей – даже коньки в потертом портфеле имеются… Наверное, сам художник такую идею поддержал бы: уж что-что, а придумать и воплотить затею с хорошим добрым юмором Федор Павлович никогда бы не отказался!

Картины кочевали из одной в другую

Немногие знают, что «Опять двойка» — это вторая часть своеобразного триптиха. Первой была картина «Прибыл на каникулы», написанная в 1948 году. И именно она висит на стене в «Опять двойка» (1952 год). А в 1954-м Решетников пишет картину «Переэкзаменовка», и в ней на стене висит уже «Опять двойка». Подтекст — педагогический. Схватившего двойку «поучает» настенный румяный отличник-суворовец, гордость семьи, приехавший домой на каникулы. Несчастному же мальчишке, зубрящему учебники, когда приятели гоняют по улице, двоечник на стене как будто напоминает, что переэкзаменовка – дело его собственных рук.

 

Источник