В центре Днепра обнаружили уникальные старинные фрески

logo

Раритетные фрагменты мозаичной живописи обнаружили на стенах концертного зала работники филармонии во время ремонта.

DSC_2403_-dЗдание филармонии отметило столетний юбилей еще шесть лет назад. В 1910 году, когда закончилось его возведение, это был самый первый небоскреб, построенный в Екатеринославе. Его автором стал легендарный архитектор Александр Гинсбург, а проект называли «ЕЖИК» — «Екатеринославская железобетонная изюминка конструктивизма». Проект представлял собой здание со своеобразным фасадом, с введенными для пластики элементами модерна и готики, а внутри здания посетителей встречает неизменная классика. В литом из бетона здании был создан уникальный концертный зал, в котором за счет акустики живой звук слышится одинаково в любой точке. Итальянские и немецкие музыканты, которые посещали филармонию, выходили в восторге и говорили о том, что наш город обладает уникальным залом.

Начиная с 1910 года в здании по улице Клубной (бывшей Проточной, ставшей затем – улицей Ленина, а сегодня – улицей Воскресенской) размещались филармония, клуб, собрание, театр юного зрителя, а одно время и театр им. Горького. А 25 лет назад филармония перешла в коммунальную собственность областного совета. Вот только до этого на протяжении длительного времени зал простаивал и как следствие – начал разрушаться.

«DSC_1302_-d.jpgЗдание разрушается и зал пришел в такое состояние, что превратился почти в катакомбы. Разрушена была лепка, были уничтожены полы, стены, – рассказал нам директор филармонии им. Леонида Когана, заслуженный работник культуры Украины Игорь Анатолиевич Хинич. – Два года назад, когда к нам приезжал один из великолепных скрипачей европейского уровня Валерий Соколов, я повел его на экскурсию в этот зал – холодный, неотапливаемый, полностью промерзший. А у него – скрипка Страдивари, уникальный инструмент. И когда он зашел в этот зал, он сыграл буквально два звука. Вы знаете, мы получили такой эффект (а в зале не было ни кресел, ничего), когда мы словно попали в потусторонний мир – эти два звука окружили нас и словно вертелись вокруг нас. Валерий говорит: «Игорь Анатолиевич, это зал надо восстановить любыми путями».

DSC_1349_-d.jpgСпособ был выбран довольно отчаянный – было решено восстанавливать зал своими силами, собирая пожертвования от горожан и меценатов, поскольку работа специализированных компаний стоит неподъемных для филармонии средств. Прошлый сезон филармония открыла в разрушенном зале – на это пошли специально. Кресла забрали у Днепродзержинского музыкального училища, руководство которого приобрело новые и не знало куда деть старые – об этом узнали случайно. Так в зале появились старенькие, но все же кресла. А на открытие сезона в разрушенном зале приехал Валерий Соколов и сыграл Второй концерт Мирослава Скорика, который специально для него был написан.

«DSC_1306_-d.jpgКогда зрители зашли в зал, у них был шок – все просто ужасно, люди боялись, что на них сейчас начнет падать что-то сверху. Вот такое было состояние зала. Я вышел и сказал: «Вы сидите в уникальнейшем здании, в уникальном зале. Через несколько минут вы услышите то, что вы никогда не слышали, живя в этом городе – вы услышите, как по-настоящему звучит симфонический оркестр». Сегодня у нас аншлаги на все симфонические концерты оркестра под управлением Натальи Пономарчук – одного из величайших дирижеров. Она соединяет в одно целое оркестр, дирижера и зал. А тогда, когда все это зазвучало, люди были в шоке, потому что они впервые услышали, как должен звучать оркестр по-настоящему. Это был шквал аплодисментов», — вспоминает Игорь Хинич.

DSC_1361_-d.jpgТогда был открыт благотворительный счет, на который каждый желающий может пожертвовать сколько захочет на восстановление концертного зала филармонии. Сумма набралась небольшая, часть добавили сами артисты филармонии с тех средств, что приносили концерты. За ремонт взялись работники технических служб, электрики, слесари, столяры, охранники, дежурные, уборщицы, администраторы. А для их обучения были приглашены несколько профессионалов. Восстановление зала на 700 мест заняло 2,5 месяца.

«Когда мы начали снимать штукатурку, мы обнаружили уникальное мозаичное покрытие, выполненное в технологии начала XX столетия. Они похожи на работы австрийского художника Густава Клинта. Очень похожи. Учитывая, что Клинт был популярен в Европе начала XX века, видимо на тех, кто создавали и потом наносили эти фрески, очень повлияло его творчество.

DSC_1328_-d.jpgМы стали снимать потихонечку слой за слоем и обнаружили еще куски, но, к огромному сожалению, весь зал мы восстановить не смогли – только два фрагмента. Все остальное было «убито»: 1910 год, потом – революция, идеология, рисовались серпы, молоты и звезды. Чтобы следовать новым веяниям, все, что было раньше, беспощадно уничтожалось и до нас зал дошел покрашенный водоэмульсионной краской. Все это пришлось смывать, сносить, а вот эти два фрагмента, которые сохранились, мы очень аккуратно щеточками восстановили и взяли в рамочку, чтобы каждый, кто придет в зал после нас, могли представить себе весь этот зал вот в такой фресковой мозаике», — рассказал Игорь Хинич.

На стенах мозаика выполнена в виде различных форм желто-янтарного цвета, а на куполе работники филармонии нашли лишь серп и молот.

«К сожалению огромному не сохранились документы или фотографии, которые показали бы нам истинное лицо этого здания, каким оно было в начале: какого цвета были стены, какой была художественная лепка. К сожалению, ничего, что показывало бы как он выглядел, не сохранилось – вообще ничего», — поделился Игорь Анатолиевич.

Единственная информация об этом здании – это имя архитектора. Кто занимался отделочными работами внутри – неизвестно. Сотрудники филармонии обращались в исторический музей, пытаясь понять кто мог бы быть автором фресок, но и там ничего выяснить не удалось. От первоначального интерьера сохранились лишь найденные фрагменты фресок, мраморные лестницы и местами — паркет.

DSC_1380_-d.jpg DSC_1382_-d.jpg

В следующем году областной совет планирует выделить средства для реставрации фасадной части. А работники филармонии надеются на помощь меценатов и благотворительные взносы горожан, которые помогут закончить ремонт и реконструкцию концертного зала, заменить старые кресла на новые и комфортные (можно даже получить именное кресло с табличкой), восстановить художественную лепку и вернуть достойный облик уникальному концертному залу.

DSC_1371_-d.jpg

Реквизиты для благотворительной помощи:
Получатель: КП «ДФ iм. Л.Б. Когана» ДОР»
ЕДРПОУ 33164974
р/р 26005449631 в АТ «РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ»
г. Киев МФО 380805
Назначение платежа: Благотворительный взнос на восстановление большого зала филармонии. Без НДС».