Проспект с революционной аурой (Часть 2)

logo

Проспект Сергея Нигояна появился на карте города ровно 150 лет назад. Первая Чечелевская улица, Николаевский проспект, проспект Калинина… Главная улица неспокойной рабочей окраины, очаг революционного движения. Недавно проспект получил новое имя. Первую часть статьи читайте здесь. 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРЕЦ ПОСРЕДИ РАБОЧЕГО РАЙОНАПервая Чечелевка в конце XIX века начиналась от кладбища (затем Парк имени Калинина). Вскоре здесь выросли несколько кварталов, застроенных в 1880–1910-х годах. Здесь еще сохраняется историческая застройка: изящные одно-, двухэтажные здания с элементами «кирпичного стиля», где весь декор выполнен из кирпича: небольшие колонны, фронтоны, фризы. Например, это дом №10, где находится библиотека. Или доходный дом 1880–1890-х годов на углу с улицей Щепкина. Он принадлежал Виноградову, первый этаж занимала аптека Прицкера, второй этаж – первое железнодорожное училище. Перед революцией здесь работал «Биоскоп Сквирского» – один из крупных кинотеатров Екатеринослава. В 1920-е годы здесь функционировал молодежный клуб «Маяк». Сейчас это обычный жилой дом. Сегодня эти дома выглядят скромно, но сто лет назад, появляясь на месте глинобитных хаток Чечелевки, они казались их владельцам воплощением архитектурного вкуса.

Однако всех «переплюнул» аптекарь Лев Давидович Прицкер, который в 1916 г. построил доходный дом (ныне №4), где и разместил свою аптеку. Это самое роскошное здание в районе Чечелевки, вошедшее в золотой фонд местной архитектуры. Прицкер заказал проект молодому, но уже набиравшему вес архитектору Александру Красносельскому (1877–1944), недавно приехавшему в Екатеринослав. Впереди у него были ДК Ильича, ЦУМ, «Детский мир» и другие знаменитые работы. А начинал зодчий с доходных домов и «аптеки Прицкера». Небольшое здание построено в формах архитектуры итальянского Ренессанса и напоминает палаццо XVI века. Дом украшают четыре колонны коринфского ордера на всю высоту фасада, несколько маскаронов – мужских изображений, а также венецианское полуциркульное окно под крышей. Здание смотрелось экзотично в районе Чечелевки и стало самым известным объектом на несколько кварталов. Сейчас, к сожалению, этот памятник архитектуры заброшен и разрушается на глазах. 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРИХОДИТ В УПАДОКЧерез два квартала мы можем видеть самый известный объект на проспекте – ДК имени Ильича. Последние 15 лет он, как и аптека Прицкера, превращается в руины. На месте ДК еще в середине XIX века была степь, где выпасали свой скот екатеринославцы. В конце века это место стало пограничьем между Чечелевкой и колонией Брянского завода. Здесь образовалась большая Брянская площадь. В 1903, 1905 и 1917 годах она стала ареной многотысячных митингов. В 1905 г. здесь находился фактический центр «Чечелевской республики», строились баррикады, гибли рабочие. В 1926 г. здесь заложили Дворец культуры для рабочих. Открылся дворец в 1932 году, в честь 15-летия революции. Автором проекта был все тот же А.Л. Красносельский. Он имеет симметричную композицию, состоящую из трех объемов – главного и боковых корпусов, соединенных двумя полукруглыми крыльями. В 1936 г. к ДК пристроили огромный театр на 1600 мест.

Здание сменило за свою историю много названий: строилось как Дворец труда, открывалось как Дворец культуры металлистов, затем называлось Большой театр металлургов, Дворец культуры металлургов имени Ильича. Это первый ДК в Днепропетровске; он входит в число лучших зданий в стиле конструктивизм, построенных в СССР. В годы оккупации во Дворце устроили казармы и конюшни. Вновь открыли его только 18 декабря 1955 г. До постройки оперного театра сцена ДК Ильича считалась самой большой в городе. Здесь устраивали концерты, работали десятки кружков, библиотека, кинотеатр на 500 мест. Главный зал сравнивали с залом Большого театра, его украшала уникальная люстра из 15 тысяч хрустальных фрагментов. Со временем Дворец Ильича потерял свое значение и постепенно пришел в упадок.Медленное разрушение ДК Ильича отразило процесс упадка юго-западного рабочего района, стержнем которого являлся проспект Петровского. В 1920–1930-х годах это был центр интенсивной застройки, застраивались рабочие коттеджные поселки имени Фрунзе, Крупской, Стаханова. А с конца XX века это один из самых депрессивных районов мегаполиса. В начале 1990-х годов ДК Ильича сменил свое имя на «Украинский дом», но эта акция не стала символом возрождения. Сегодня Дворец передан в частные руки и его судьба под вопросом. Напротив Дворца доживает свой век старая бронеплатформа, созданная в 1918 г. и участвовавшая в революционных событиях. 

«БРЯНСКАЯ КОЛОНИЯ»Слово «колония» раньше не несло негативного оттенка, означало поселение, основанное с какой-то целью или сформированное по единому принципу. В конце XIX века к западу от Чечелевки возникла «Брянская колония». Название она получила от Брянского завода – первого промышленного гиганта города. Район начал застраиваться с прокладкой в 1884 г. Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. В мае 1887 г. открыли «Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества» (завод имени Петровского). После революции поселок переименовали в «колонию имени товарища Петровского» (работавшего в юности на Брянском заводе), а затем название исчезло. Брянская колония была островком цивилизации: дирекция завода, дома для инженерно-технических специалистов, жилые помещения для рабочих, «аудитория народных чтений» и др. В 1900 г. рядом была открыта железнодорожная станция Горяиново. Названа она в честь А.М. Горяинова – первого директора Брянского завода, инженера-изобретателя (вместе с братом) нового мартеновского процесса, на который братья получили патент. В колонии была даже своя «Брянская школа». Это здание сохранилось и служит по прежнему назначению (школа №36). Даже школа в районе была местом «революционной пропаганды». В 1897–1899 годах тут агитировал Иван Бабушкин. А в марте 1917 г., после отречения Николая II от престола, в этой школе местные большевики провели свою первую конференцию.

В советское время бывшая колония интенсивно застраивалась. В 1927 г. появилось здание «Дворца профилактики», медицинского учреждения для рабочих, расположенного в глубине квартала (ул. Щербаня, 1). Автором проекта также был А.Л. Красносельский. В 1930-е годы рядом достроили городок 2-й клинической больницы для рабочих (существовавшей еще в Брянской колонии). Неподалеку выстроили несколько корпусов индустриального техникума в стиле советского неоклассицизма.

ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА СТАЛА ОРГАННЫМ ЗАЛОМЗа больницей и техникумом возвышается архитектурная доминанта района. В 1913–1915 годах «ударными темпами» (всего за 28 месяцев) в Брянской колонии построили церковь. Заказчиком строительства выступило заводское начальство, желавшее возвести церковь в честь 300-летия династии Романовых. Назвали ее «во имя святого Николая Мирликийского», покровителя Николая II. По иронии судьбы последний храм Екатеринослава открыли за два года до падения монархии. В историю церковь вошла как «Брянская». Автором был епархиальный архитектор Георгий Туровец. Интерьер выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович. Он же – автор главного иконостаса высотой 18, а шириной 7 метров. Брянская церковь очень интересна и по внешнему виду, и по расположению. В архитектуре храма соединены неоклассицизм, барокко и неорусский стиль. Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами и огромной луковицей в завершении. По размерам и великолепию церковь конкурировала с главными храмами Екатеринослава – Преображенским, Успенским и Троицким. В 1929 г. церковь закрыли, здесь располагался склад. В 1987 г. здесь открылся Дом органной и камерной музыки, где установлен 12-тонный орган фирмы Sauer из Франкфурта-на-Одере, имеющий 30 регистров. В 2010 г. в подземном этаже здания восстановлен храм.

Конечная остановка нашей экскурсии – проходная завода имени Петровского, бывшей «Брянки». Старейшее предприятие города и сегодня входит в число лидеров отрасли. Здание заводской конторы сооружено в 1916 г. по проекту известного петербургского архитектора Виктора Шретера. К сожалению, проект был реализован частично. Сам завод является памятником промышленной архитектуры и истории. Ведь его появление изменило судьбу и города, и района. Уникальным объектом являются заводские трубы и знаменитый гудок, трижды в день звучащий над городом.

Проспект, соединивший два района – Чечелевку и Брянку, как машина времени, уносит нас в конец XIX – середину XX веков, заставляет вспомнить индустриальный бум, баррикады и революции. Раньше «революционный пролетарский», а сейчас вполне обычный городской район, с налетом депрессивности на его облике.

Максим Кавун