О чем сегодня намерены митинговать актеры, музыканты и танцоры театров Днепра?

logo

О чем сегодня намерены митинговать актеры, музыканты и танцоры театров Днепра?

В «продуктивный диалог» между работниками культуры области и чиновниками от культуры в ДнепрОГА неожиданно вмешались… «титушки»

Перефразируем известное утверждение: если государство не будет тратить деньги на культуру, ему придется тратиться на финансирование реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков. В нашей области роль культуры в формировании здорового общества понимают едва ли. Не в состоянии?

Губернатор Резниченко в недавнем интервью журналисту Вадиму Фульмахту заявил:

— Я ни хрена не понимаю в живописи и т.п., поэтому я не собираю предметы искусства. Когда-то в Лондоне я пошел на «Призрак оперы», заснул на первом действии. Было очень стыдно. И я понял: а зачем оно мне надо? Зачем мне ходить на этот «призрак»? Это же не мое, я лучше дома посплю.

Это, с одной стороны, свидетельствует о близости власти к народу. С другой стороны – у власти есть и такая функция, как создание условий для культурного и духовного развития общества. В нашем случае, о котором этот материал, личностные характеристики руководителя негативно отражаются на развитии культуры в области.

С начала этого года актеры, музыканты, работники балета и филармонии областных учреждений культуры пытаются добиться от руководства области полноценного финансирования театров. У всех бюджетников страны благодаря инициативе Гройсмана зарплаты выросли, а у работников культуры Днепропетровщины – существенно сократились.

Рукотворная проблема

— Когда директор нашего театра сказал, что в этом году возникнут проблемы с финансированием, мы поначалу только улыбнулись. С таких разговоров у нас каждый финансовый год начинался. Но мы брали ноги в руки и отправлялись по чиновничьим кабинетам финансирование выбивать, и нам это всегда удавалось. Но в этот раз по грустном лицу директора мы поняли, что улыбаемся зря, — говорит председатель профкома Театра оперы и балета, артистка оркестра Татьяна Каплунская.

В профильном департаменте ОГА руководителей театров сначала успокаивали: мол, чего нервничать-то, общее финансирование не уменьшилось, а даже увеличилось на 10%. Звучит это красиво. Получается, что работники культуры попросту «зажрались»? Не совсем так, если при росте минималки фактическая зарплата у них уменьшилась.

— В ОГА говорят, что когда составляли бюджет, о предстоящем повышении зарплаты бюджетников не знали. Обещают, что дофинансируют при уточнении бюджета. Но это всё – просто успокоение для журналистов, чтобы они тему не раздували и трактовали ее так, будто мы – жертвы недоразумения, — рассказывает Каплунская. – На самом деле дофинансировать нас никто не собирается, наш вопрос на бюджетной комиссии как не поднимали, так и не поднимают. Во-вторых, телефонограмму о том, что в 2017 году будет поднята минимальная заработная плата, все учреждения культуры получили еще в первых числах октября прошлого года, и все заявки на финансирование в департамент ОГА подавали уже с учетом этих цифр. Так что чиновники обо всем были прекрасно осведомлены. Нам, кстати, они сказали, что «многие документы потерялись»…

Игра в цифры

Цинизм чиновников в этой ситуации с недофинансированием театров растет в геометрической прогрессии. На самой первой пресс-конференции председателей профкомов театров спросили о размере их заработных плат.

— Я ответила, что раньше моя зарплата составляла 9 тысяч с копейками, а сейчас опустилась до семи, эта цифра попала в статью. И спустя пару дней область в своем отчете сообщила о том, что культура в области – одна из самых высокооплачиваемых отраслей! Что средняя зарплата в этой сфере – 9 тысяч гривен. Мы так и сели, когда услышали, — говорит Татьяна Каплунская. – Моя зарплата начисляется с учетом моей высшей категории и с учетом 30% за выслугу лет. А сколько получает молодой специалист? 4-4,5 тысячи гривен максимум! А чиновники из моей зарплаты сделали себе рейтинг «благодетелей культуры».

Работники театров ходили на прием в ОГА, в облсовет, устраивали митинг. Все без толку.

— Встретили мы в коридоре замдимректора департамента культуры ОГА Светличную. Мы о своем, а она – о своем. Мол, вы светлое, доброе и вечное нести должны, а вы на митинг с такими агрессивными лицами ходите. Нет, она не шутила. Знаете, когда мы выходим на сцену и думаем во время спектакля о том, что нам семьи не за что кормить, о добром и вечном почти не вспоминается. Мы думаем о том, на какой свадьбе или похоронах нам еще сыграть, чтобы денег на жизнь заработать! – говорит председатель профкома Театра драмы и комедии, актер Александр Плахтий.

И смешно, и грустно, но от чиновников театралы и музыканты вместо положенных по закону денег получили совет искать способы заработка на стороне и решать вопрос дофинансирования самостоятельно.

«Трусы-носки» не от хорошей жизни

— 135 миллионов в сумме просили областные учреждения культуры из бюджета, нам дали 97. Где эти 38 недостающих миллионов искать? Из собственных заработков театр 80% оставляет себе, а 20% отдаем в область. Недавно нашего директора Театра оперы и балета Шароварова вызвали в ОГА и отругали за то, что вместо 20% он сдал 17,5%. Вы думаете, что все вот эти выставки «трусы-носки» возле театра – это от хорошей жизни? От нищеты и отсутствия достойного бюджетного финансирования. А чиновники и денег не хотят давать, и план требуют! – возмущается Каплунская.

— Выполнение плана не спасет! – уточняет Александр Плахтий. – Вот наш театр план выполнил на 125%, заработали 3,6 миллиона, но на зарплаты не хватает 4,8 миллиона. Но помимо зарплат театр должен же и спектакли новые делать, чтобы деньги зарабатывать. А премьеры — это декорации, костюмы, это хорошие режиссеры из Киева. На это вообще нет денег.

Недавно известный дирижер Дмитрий Логвин вернулся из Австрии, где провел два концерта. Вернулся полный впечатлений.

— Рассказывал о том, какое огромное влияние имеют профсоюзы в Европе. О том, что одним из условий контракта артиста является то, что он нигде больше не имеет права работать. И это правильно! Чтобы делать хорошее выступление, работники должны думать только о выступлении, а не о том, где бы денег раздобыть! Но к такому пункту у них, разумеется, приложена и гарантия финансовой стабильности, — вздыхают работники театров города. – Нам говорят: жаловаться, мол, сегодня непопулярно, времена совка давно прошли. Так и мы не хотим жаловаться, мы хотим получать то, что нам положено по закону, и спокойно работать.

А без достойной зарплаты на родине люди вынуждены служить искусству за её пределами. Недавно в Театре оперы и балета прошла выставка фотографий известного эстонского фотографа Яака Эннусте, называлась она «Звезды из Украины». На снимках — знаменитости украинского балета, которые, увы, выступают не в Украине. Позже выставка переехала в холл первого этажа ДнепрОГА.

— Они не поняли, что это стыдно. Чем мы гордимся? Тем, что наши таланты не смогли прокормить себя в Украине и отправились на поиски лучшей жизни в Европу? – недоумевают работники театров. – А в ОГА так сильно гордятся, что финансирование оставшимся пока на родине актерам урезали…

Для сравнения

Удивительно, но такая горькая участь коснулась работников театров только в нашей области. Например, в Хмельницком, который едва ли можно сравнить с Днепром по уровню развития и объему бюджета, в местной филармонии ставка работника составляет 6,3 тысячи гривен.

— У нас — 4,5-5,1 тысячи. А в национальных театрах средняя заработная плата, которую платит бюджет, — 18-25 тысяч гривен. При этом они играют тот же репертуар, что и мы, выполняют ту же работу, — говорит председатель профкома филармонии, помощник дирижера Людмила Щербина. – Существует постановление Кабмина, согласно которому коэффициент за звание академического коллектива составляет до двух. И во всех областях этот коэффициент платят. У нас же решили, что «до двух» — это может быть и ноль. С апреля у нас коэффициента нет вообще. В Театре оперы и балета он был 2, сейчас – 1,2. В Театре драмы и комедии был 1,8, стал 1,1. То есть мы сейчас приглашаем людей на голую ставку.

Казалось бы, в этом затянувшемся конфликте давно пора поставить точку. Бюджет области спокойно позволяет довести финансирование областных учреждений культуры до установленной законом нормы. Чиновники обо всех нюансах проблемы знают досконально. Но вместо нормального диалога театральные работники получили «ответку» в духе «лучших» традиций прошлых времен.

15 мая состоялось нападение на офис областного профсоюза работников культуры. «Посетителей» было трое, все они имели характерную внешность, как это уже принято говорить, титушек. Все трое работали профессионально — в перчатках, закрывали лицо от камер наблюдения в коридоре Дома союзов, о расположении которых прекрасно знали. Охрана на первом этаже спокойно пропустила «гостей» в здание, хотя уже было около девяти вечера, на шум вскрываемой на втором этаже двери не отреагировали.

Можно ли назвать этот случай «обычным ограблением»? Едва ли. Три профессиональных вора унесли с собой «на троих» один старенький телефонный аппарат. Но тщательно разгромили профсоюзный офис. Работники театров, мягко говоря, шокированы.

— Мы думали, что отстаивать свои права мы право имеем, это право дает нам законодательство Украины. Но ситуация 15 мая продемонстрировала нам, что мы не только не имеем никаких прав, что, добиваясь финансирования культуры, мы играем, как оказалось, в опасные игры, — говорят люди.

Они не хотят ссориться с властью, они хотят диалога. Чтобы чиновники развернулись к ним лицом, а не тем местом, которым повернуты сейчас. Говорят, что хотят прийти к компромиссу и общими усилиям развивать культуру в области. Хотят быть услышанными и понятыми. Почему их никто не слышит и не понимает?

Ольга Юдина

Газета ГОРОЖАНИН

Цитата в тему:

Как следует из вчерашнего пресс-релиза Днепропетровского облсовета, его руководство не намерено занять в этой грустной истории жесткую и принципиальную позицию, восстанавливать справедливость в отношении оплаты труда работников театров, музыкальных и танцевальных коллективов областного подчинения. Стрелки переводятся на самих работников культуры.

В частности, глава облсовета Глеб Пригунов на встрече с профсоюзами театральных коллективов заявил: «Творча інтелігенція має отримувати гідну зарплатню, аби показувати якісну акторську роботу. Така зарплатня  може бути реальною, якщо  оптимізувати роботу театрів, виключити марнотратство та налагодити продуктивний процесс».

Иными словами, от учреждений культурной сферы руководители области ждут прибылей, к примеру, как от пивкомбината или металлургического завода. Хотя во всем цивилизованном мире академическое искусство дотируется государством.

Уровень углубления чиновников в театральную сферу хорошо иллюстрирует еще одна цитата от Пригунова, которой идет речь о том, каким образом поднять зарплату работникам театров до нормального уровня (а по сути – ликвидировать сокращение зарплаты, которое возникло в этом бюджетном году):

«Втім, не може вона піднятися, коли… актор, який співає раз на тиждень, отримує стільки ж, скільки і той, що працює кожен день. Спочатку театри повинні навести лад у своїй роботі, а це можливо лише при взаємному порозумінні усіх сторін цього діалогу!», — підсумував Гліб Пригунов.

30.05.2017