Майдан и постреволюционное Каменское
На сегодняшний день так называемой «русской весной» пахнет только в самых темных уголках Каменского. Впрочем, сказать пахнет — это слишком громко. Скорее попахивает, зачастую завуалированно. Но так было не всегда.
Революция достоинства конца 2013-го начала 2014 года, сердце которой горело в столице Украины, проходила по всей стране в тех или иных формах. Не стало исключением и Каменское. Наш город прошел сложный путь становления. В Каменском, тогда еще Днепродзержинске, были свои стычки, подпольная работа с обеих сторон, попытки запустить процессы, которые как по маслу прошли в Донбассе, и активное противостояние сознательных граждан. Возможно, для большинства местных жителей эти события происходили сравнительно незаметно, однако определенный промежуток времени наш город был на грани.
Один из кризисных моментов — 23 февраля 2014 года, Майдан Героев (к этому моменту — площадь без Ленина). На мирный траурный митинг в память жертв расстрелов в Киеве стали подтягиваться подвыпившие люди маргинальной наружности, занявшие позицию по «охране» железного Феликса на площади у горсовета. В сторону горожан, пришедших почтить память убитых, начинают лететь оскорбления, палки, бутылки. Каким-то чудом открытого столкновения и побоища удается избежать, «хранители» Эдмундовича возвращаются в очерченный мелом вокруг идола круг. Несколько позднее появятся фотографии, на которых члены этой группировки стоят на фоне памятника с развернутым флагом РФ, в петлицах — георгиевские ленты. Появляется информация, что досуг «защитников» обеспечивал один из ныне действующих депутатов Каменского горсовета. О каких-либо задержаниях за неприкрытый сепаратизм речь не идет, что, впрочем, неудивительно — на тот момент многие госструктуры «зависли» в режиме ожидания, чью сторону принимать. Тем не менее, милиция предусмотрительно начала ограждать входы в участки бетонными блоками и баррикадировать окна. В Южном районе эти баррикады стоят до сих пор.
В информационной среде, в особенности в соцсетях, почва к этому моменту уже подготовлена. Ряд многолюдных пабликов Каменского переименовывают. В группах начинают форсировать информацию из «народных республик» Донбасса, прощупывать почву для создания «Днепропетровской народной республики», много говорят о «фашизме», предпринимаются попытки манипулировать общественным мнением. Среди администраторов групп соцсетей — люди, приближенные к экс-мэру Сафронову, работавшие как его пиар-команда. Насколько заранее велась подготовка, можно судить по видеороликам местного формирования «РусАктив», которое за несколько лет до событий революции различными способами старалось привлечь и заинтересовать местную молодежь своей деятельностью.
Как противовес происходящему в городе начинает подниматься достаточно мощное проукраинское движение. Группы единомышленников начинают планировать свои действия на случай возможности экспансии «русского мира» в среду своего обитания. Обсуждение, противодействия становятся темой №1 в кругах активной молодежи. Многие начинают задумываться об оружии. Из организаторов наибольшей активностью отличаются местная ячейка «Свободы» и «Автомайдан». К инициированным ими акциям подключается большое количество людей, вне зависимости от политических взглядов и убеждений. На кону — единство, суверенитет и независимость Украины. Защита своей земли, дома, родных, будущего страны. Общество, и если хотите — громада, начинает самонастраиваться, отторгая инородные и чуждые им вещи. К людям, осознавая особую важность своей роли, присоединяются СМИ.
В Каменском проходят проукраинские марши, акции и автопробеги, которые сперва воспринимаются как нечто необычное, вызывая раздражение «ватно»-настроенной публики: особо рьяные кричат из окон многоэтажек «Фашисты! Чтоб вы все сдохли!» Со временем подобная реакция сходит на нет. Огромное количество государственных флагов начинает появляться в окнах, на балконах, в частных домовладениях горожан. Флаг Украины с гордостью вывешивают местные магазины и предприятия. Его полотно развивается над местной достопримечательностью — домом со шпилем. Вышиванка становится модным элементом одежды, ее носят и взрослые, и молодежь. Памятник Дзержинскому одевают в подобие жупана из флага Украины и надевают на голову шапку, из-за чего он выглядит особенно несуразно.
Просветительские акции, популяризующие и разъясняющие украинский этнос, без каких-либо команд сверху проводятся в центральной библиотеке и некоторых учебных заведений. Памятник Ленину и Дзержинскому убирают с разницей в год, ближе к датам годовщины расстрелов на Майдане в Киеве. Брежнев остается как символ достатка, преференций городу в годы СССР и дешевой колбасы. Бюст Генсека официально через решение горсовета регистрируют как музей под открытым небом. Площадь без названия тоже претерпевает существенные изменения — теперь на ней установлен памятный знак с именами погибших, к которому всегда приносят свежие цветы.
Сепаратизму в Каменском становится все сложнее поднимать голову. Он уползает в свою темную конуру, одним из последних гвоздей в которой можно считать возвращение нашему городу исторического названия. Сделала это за местных депутатов, которые, очевидно, испугались потери голоса электората, Верховная Рада.
По мере развития событий в зоне боевых действий восточной Украины контуры происходящего очерчиваются все четче. Становится понятно, что Россия, не получив желаемого, пришла убивать и дестабилизировать ситуацию в Украине, как это делала в ряде постсоветских стран до нас. Благодаря свободно циркулирующим информационным потокам украинцы имеют неоценимую возможность — анализировать происходящее, получая информацию из разных источников. Общественные организации Каменского и горожане, стоявшие у истоков пробуждения Духа нации в нашем городе, переформатируются на другие вещи — помощь армии, нашим защитникам, на настройку госаппарата на местном уровне. Но это уже другая история, которая тоже должна быть рассказана.
Что же до Революции достоинства, то ее огонь, зажженный в конце 2013-начале 2014 г. в Киеве, горит и сегодня. Она продолжается на местных уровнях, в умах и сердцах украинцев. Наша общая задача на сегодняшний день — помнить и сделать так, чтобы ни одна капля крови, пролитая в те дни, не была пролита зря. Революцию достоинства продолжать уже нам.
В нашем городе проживает большое количество участников Революции достоинства, бывших на Майдане в те дни. Что помнят они спустя годы, узнавали мы.
Д.Кравец