Британская театральная школа в Днепре

logo

Этот резонансный проект обучения физическому театру в Украине имеет свою интересную историю. Александр Глумов, режиссер и актер Днепровского городского театра кукол, возглавляет Центр молодежных творческих инициатив при Днепропетровском отделении НСТДУ (Союз театральных деятелей). Ему довелось участвовать в Европейской Программе «Tandem Ukraine», где он познакомился с британскими коллегами Ланой Бибой и Чемой Пересом — руководителями London Physical Theatre School, кастинг-партнерами «Cirque du Soleil» и основателями «2theatre Company» – компании с международным признанием и наградами. Совместно созданный ими педагогический проект «Всеукраинская летняя театральная школа в Днепре» выиграл грант программы.

Лана и Чема — супружеская пара, а Лана, к тому же, наша землячка. Когда-то, в конце 70-х, ее мама Ольга Биба участвовала в театре-студии «Мим» Валерия Клейменова во Дворце машиностроителей и навсегда привила любовь к этому виду искусства своей дочери. Затем была эмиграция, учеба в хореографических училищах при Стокгольмском и Венском театрах оперы и балета, в школе Марселя Марсо под руководством самого маэстро в Париже (Лана была в его последнем выпуске), дальше – в Лондонской Международной Школе Физического Театра и, наконец, уже своя, основанная вместе с Чемой компания.

Физический театр — это совершенно новые подходы в театральном искусстве, больше ориентированные на движение, динамическую постановку и методы работы с равноправным участием в творчестве всех исполнителей.

В Британской Летней школе в Днепре принимало участие 30 человек из восьми городов Украины. За десять дней учебы они подготовили впечатляющий спектакль, состоящий из пяти миниатюр. Каждая группа выбрала фильм, по сюжету которого создала свою миниатюру: это «Пираты Карибского моря», «Пятый элемент», «Убить Билла», «Алиса в стране чудес», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это было удивительное зрелище, где слово использовалось только как связка, а все было понятно и так – по выразительной пластике, психологическому взаимодействию, почти скульптурному расположению фигур. Перед нами то возникало море и корабль с пиратами на нем, то проносилась гигантская птица, а вслед за ней — черт на помеле, то слетала с плеч чья-то голова, то с рук на руки переходил младенец. И все это без всяких декораций, костюмов и других изобразительных средств.

Ребят в группу подбирали далеких и по географии, и по возрасту, и по роду занятий. Кстати, в школе были даже несколько опытных, ведущих актеров местных театров, которые не могли упустить возможность попробовать себя в чем-то новом, обогатиться современной актерской техникой. Кроме того, были и люди, для которых театр не является профессией, — журналист, психотерапевт.

Вот отзывы участниц школы:Екатерина Чепела, студентка Харьковского университета искусств. Я уже играла в учебных спектаклях, т.е была какая-то база. Но есть разница в подходе и в технике – здесь мы больше работали с масками. У нас тоже есть тренинги, но теперь я увидела, что то, на что мы тратим полгода, здесь осваивается за десять дней.

Людмила Иванова, актриса театра драмы и комедии, Днепр. Я впервые в такой школе и мне очень интересно, это расширило круг моих выразительных средств. Честно говоря, раньше я никогда такого не видела, занятия очень раскрепостили, дали крылья. И эти принципы физического театра очень помогут и в драматическом сделать роль более живой, насыщенной. Я смогу уже сама предложить какую-то интересную находку режиссеру. Вообще у нас много ребят освоили профессию режиссера, поэтому, надо надеяться, мы все сможем сделать наш театр современным.

Опыт работы в школе обогатил не только учеников, но и самих педагогов.«Мы создали платформу интернационального креативного сотрудничества для актеров Европы и Украины. Летняя театральная школа — это первый этап, интенсивный для профессиональных актеров, повышения их квалификации», — рассказала Лана Биба. Планируется сделать школу ежегодной, а значит – впереди новые задачи, поиск новых форм сотрудничества.

Участники проекта получили Сертификаты-дипломы Лондонской школы физического театра.

Проект реализован не только благодаря Европейскому культурному фонду. Участников школы кормили, иногородним оплатили дорогу, жили они в гостинице за символическую плату. В этом велика заслуга и областного профсоюза работников культуры (председатель Анатолий Яловой), ставшего вторым спонсором школы.

Татьяна Абрамова